Как производят качественный бензин на Московском НПЗ
Как производят качественный бензин на Московском НПЗ. Фото: М. Денисов mos.ru. Пресс-служба мэра и Правительства Москвы
Каждый автолюбитель знает, как важно заправлять машину качественным бензином. От него зависит не только скорость и работоспособность автомобиля, но и долговечность двигателя. О составе качественного бензина и технологиях его производства рассказали на Московском нефтеперерабатывающем заводе.
Химический состав бензина варьируется в зависимости от марки, места добычи нефти, способа производства и присадок, которые добавляют в топливо для улучшения свойств. Хотя эталонной формулы бензина нет, его качество и параметры должны соответствовать единым стандартам. Бензин — это однородная смесь углеводородных фракций: легких и более тяжелых компонентов, которые различаются по физико-химическим свойствам. Его основу составляют легкие углеводороды — главные источники энергии. Именно они благодаря своей низкой температуре кипения обеспечивают плавный и быстрый пуск мотора. В бензине в среднем также содержится 16% водорода — самого легкого и распространенного элемента во Вселенной. Если впрыснуть этот газ в камеру сгорания, он распространится по всему ее объему и инициирует цепную реакцию. В итоге вся топливная смесь воспламенится одновременно, эффективность работы двигателя будет выше.
В объеме бензина до 15% могут занимать различные присадки. Они делают двигатель более приемистым и продлевают его ресурс. Зачастую бензин с высокой долей присадок встречается на АЗС как брендированный продукт. Присадок насчитывается более 20 типов. Среди них есть «моющие», которые очищают инжектор и топливную систему автомобиля, не давая частицам нагара и грязи оседать на металле. Абсорбирующие компоненты удаляют влагу из топлива: она мешает его равномерному сгоранию, а на морозе может превратиться в лед, и автомобиль не заведется. Также есть присадки повышающие значение октанового числа, чтобы сделать бензин более стойким к детонации. Объединяют полезные свойства трех предыдущих типов универсальные присадки.
Сера в топливе допустима, но в самом минимальном количестве. Она всегда содержится в нефти. В бензине же ее наличие снижает теплоту сгорания — делает топливо менее эффективным. Избыток серы способен привести к отложениям в камере сгорания двигателя. Нагар забивает канавки поршневых колец, из-за чего приходится чаще менять моторное масло. При сгорании серы образуются сернистые газы, которые разрушают металл и загрязняют атмосферу. Кроме того, избыток серы может привести к поломке систем нейтрализации вредных выбросов у современных автомобилей. Авторы статьи отмечают, что в качественных современных видах топлива содержание серы сведено к минимуму — в России, согласно Техрегламенту Таможенного союза, ее количество не может превышать 0,001%. Например, бензин и дизельное топливо производства Московского НПЗ полностью соответствуют требованиям высокого экологического класса Евро-5 с минимальным содержанием серы.
Среди того, что категорически не должно быть в баке специалисты выделяют железо и марганец. Накапливаясь в двигателе, эти твердые примеси выводят из строя поршневую группу. В начале XX века в топливо добавляли свинцовые присадки для повышения его октанового числа, но вскоре от них отказались: свинец чрезвычайно вреден для людей, он накапливается в организме и не выводится. Поэтому присутствие этого металла сегодня запрещено во всех видах топлива.
По оценке экспертов, сейчас в отрасли качеству бензина уделяется пристальное внимание. На пути от НПЗ до АЗС внедряется непрерывный автоматизированный мониторинг показателей качества. Подобные системы способны ежесуточно отслеживать и обрабатывать более 15 миллионов параметров.