Горячая линия для читателей
Издатель:

ООО «Издательский дом «Звездный бульвар» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)
Главный редактор издательского дома: Сорокин Ю.А.
Генеральный директор: Латышев А.И.
Первый заместитель главного редактора: Ильина Е.Ю.
Заместители главного редактора: Мироненко Ю.А., Невский Ю.И., Харо Е.Ю.


Телефон редакции: +7 (495) 681-00-86
Электронная почта:
v.denisenkova@zbulvar.ru
Главный редактор:

Денисенкова Виолетта Сергеевна


23 мая 2024 в 14:18
Ивановское

«Одно небо на двоих»: пилот Московского авиацентра о своем пути в День авиации и космонавтикити

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики – праздник двух великих отраслей, успешно делящих одно небо на двоих. Для специалистов Московского авиацентра это особенная дата, многие так или иначе связаны с космической отраслью. Некоторые пилоты авиацентра закончили Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина в Монино, кто-то служил в космических войсках ВКС России, а других родители назвали в честь первого космонавта.

Для многих не секрет, что космонавтика и авиация неразрывно связаны. Исторически сложилось, что развитие космической отрасли во многом опиралось на знания и опыт авиационной. Так, первых космонавтов отбирали исключительно из числа военных летчиков, а для их обучения использовались уже существующие и модернизированные авиатехнологии. Многие космические инженеры вышли из числа конструкторов самолетов и ракетостроения. А для транспортировки элементов спутников, ракет-носителей и других всегда использовались транспортные самолеты.

В День космонавтики мы поговорили с пилотом Московского авиацентра Владимиром Ш. Сегодня вертолетчик обеспечивает безопасность столицы и ее жителей, а вот в далекие 90-е он был непосредственным участником запуска, позже и поиска спускаемых космических аппаратов, а также встречал экипажи. В жизни Владимира сплелись две великие и необъятные небесные отрасли – авиация и космос.

«Выбор профессии был предопределен: мой отец служил военным летчиком и любовь к небу привил с пеленок. Вместе с тем тогда в Советском союзе, да и в мире в целом, не переставая обсуждали волнующий и малоизведанный Космос. Конечно, я тоже увлекся этой темой. Поэтому, когда после окончания Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков меня распределили на Байконур в космические войска, я был несказанно рад. За успехи в учебе мне выпала большая честь – стать частью великого дела и заниматься любимой работой, – поделился пилот.

В задачи вертолетчиков при Байконуре входили облеты пусковых площадок, оповещение и контроль безопасности местного населения перед стартом ракет, содействие в запуске всех космических объектов, готовность оказать экстренную помощь космонавтам в случае неудачного пуска, а также различные транспортные функции.

«Спустя 8 лет службы на Байконуре – в начале 20-х годов – появилась возможность перевестись в Москву, в Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания. Я стал специалистом по организации связи с местом посадки. Парадоксально, но, поменяв космодром на столицу, я оказался еще ближе к космонавтике. Теперь в составе оперативно-технической группы я прибывал к вернувшейся домой капсуле с космонавтами первым», – вспоминает Владимир.

Дух захватывало от одного только представления всей мощи этого процесса. Отстыковавшись от международной космической станции, экипаж корабля «Союз», например, разворачивался в нужном направлении, ставил двигатели на торможение и начинал спуск по орбите. Дальше происходило разделение на бытовой отсек (в нем созданы условия для временного пребывания космонавтов), приборно-агрегатный (в нем – двигатели, оборудование, аппаратура) и сам спускаемый аппарат с космонавтами на борту. Лишь последняя часть возвращалась на нашу планету, все же остальные безвозвратно сгорали в плотных слоях атмосферы. На высоте 9,7 км раздавался громкий хлопок – так раскрывался парашют спускаемого аппарата, который планировал на Землю.

«В этот момент в небе уже висят десятки воздушных судов, а внизу капсулу ожидают сотни людей различных профессий. Весь цикл занимает 45-50 минут, но это очень тонкий и сложный процесс. Космонавты испытывают сильнейшие перегрузки. После посадки капсулы встречающие открывают люк и помогают астронавтам выбраться, транспортируют их в специальные кресла и проводят первичный медицинский осмотр. Такая помощь обязательна, ведь по возвращении домой движения даются им с трудом – пока тело находится в невесомости, мышцы постепенно атрофируются от недостаточной нагрузки, а кости теряют много кальция», – пояснил Владимир.

Пилот признается, что словами невозможно передать тот драйв, который испытываешь во время поиска приземлившейся капсулы и встречи космонавтов. Такой особенный опыт Владимир использует и сегодня. Работая в авиации экстренного реагирования столицы, он всегда готов к любым поворотам и за считанные минуты может прибыть на помощь людям.

«Космос стал одной большой важной главой в моей книги жизни, но все же основные части в ней – это авиация. Летное дело красной нитью прошло через меня с самых пеленок и продолжает трогать сердце по сей день. Каждое дежурство я сажусь в кабину любимого вертолета, отрываюсь от земли и выполняю серьезную задачу – охраняю наш мегаполис, при необходимости сражаясь с огненной стихией. Так что история моего многотомника продолжается…», – улыбается Владимир Ш.


Опрос
Вы пользовались Новогодней почтой Деда Мороза в столичных парках?
Загрузка ... Загрузка ...